Пояснительная записка
Программа дополнительного образования “Экономическое воспитание дошкольников” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения.
Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.
Данная программа базируется на основе авторской программы А.Д.Шатовой “Дошкольник и экономика” с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А.А.Смоленцевой.
Цели программы:
-
формирование у детей доступных экономических понятий;
-
воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;
-
воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.
Этапы реализации программы:
Программа состоит из трех связанных между собой блоков: “Труд – продукт – товар”, “Реклама”, “Деньги”.
1. Труд – продукт – товар.
Педагогические задачи:
-
формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
-
учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
-
поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
-
стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности.
2. Реклама
Педагогические задачи:
-
развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
-
дать представление о рекламе, о ее назначении;
-
учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение”);
-
воспитывать разумные потребности.
3. Деньги
Педагогические задачи:
-
формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
-
воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
-
дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
Условия реализации задач:
-
программа может быть реализована при условии достаточно высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском саду;
-
необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды: пособия, литература, иллюстрации, игры и игрушки, имеющие экономическое содержание, рекламные листки;
-
внедрение программы необходимо согласовать с родителями, чтобы заручиться их поддержкой и помощью;
-
успешной реализации программы способствуют:
-
чтение художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок;
-
решение логических и арифметических задач, задач – шуток, проблемных ситуаций, кроссвордов, ресурсов;
-
создание зоны “экономического игрового пространства” с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала.